Актуальное интервью


11 июня 2014

Интервью руководителя магистерской программы «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного» Л.К.Свиридовой

Лариса Константиновна, в чем Вы видите перспективность обучения студентов по магистерской программе «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного»?

Востребованность преподавателей русского как иностранного постоянно возрастает. Русский язык становится языком международного общения. Приведу один пример. Некоторое время назад руководство нашего университета встречалось с атташе по образованию посольства Франции в России, который отметил резкий рост по сравнению с 2004 г. числа французов, желающих изучать русский язык.

Популярность русского языка в мире растет с каждым годом. В настоящее время огромное число иностранцев в России и за рубежом хотят выучить русский язык. Особенно заметна тенденция обучению русскому языку детей иностранцев.

У тому же не так давно Совет Федерации РФ одобрил закон об упрощенной выдаче российского гражданства тем, кто свободно говорит на русском языке, и чьи предки проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ. В силу чего перед нами сейчас поставлена задача подготовить специалистов, способных не только подвинуть русский язык в мире, но и умеющих подготовить всех желающих к успешному прохождению теста по русскому языку, который представляет собой тестирование на подтверждение уровня владения русским языком, достаточного для общения в условиях языковой среды. Центры подготовки и тестирования иностранных граждан по русскому языку, вне всякого сомнения, будут нуждаться в высококвалифицированных специалистах.
Так что сегодня преподаватель русского языка как иностранного может найти работу в любой точке мира.

Магистерские программы, подготавливающие специалистов-преподавателей русского языка как иностранного, открыты во многих ведущих вузах России. В чем уникальность Вашей программы?

Вы правы, в настоящее время это направление подготовки является весьма актуальным. Однако, я не встречала ни одной программы, которая готовила бы специалистов-методистов способных свободно объяснить учащимся необходимые правила русского языка — или ответить на вопросы обучающихся на английском языке. В нашей программе умению свободно общаться с учащимися-иностранцами на английском уделено особое внимание. И главное, мы имеем все возможности к тому, чтобы обучить наших магистрантов такому свободному общению: например, наш учебный план построен таким образом, что в течение каждого семестра магистрант изучает английский язык для профессионального общения- в нашем корпусе создана специальная лаборатория профессиональной подготовки, не говоря уже о высокопрофессиональных преподавателях, владеющих навыками перевода.

Наши магистранты проходят практики на базе центров Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) или его представительств.

Программа дает углубленные знания в области правовых регулирований трудовых отношений.

Сейчас считается, что формирование лингвокультурологической компетенции у изучающих русский как иностранный является одной из основных. Отражена ли эта тенденция в Вашей программе?

Конечно. Человек воспринимает мир через особенности своего языка. Вот почему особое внимание мы уделяем углубленному пониманию у наших студентов, что есть «человек русского мира», как сказал В.В.Путин. Для этого в нашей магистерской программе присутствуют не только такие дисциплины, как, например, «Россия в современном мире», но и специальные курсы, подготавливающие студентов к основам туристской деятельности в РФ и культурой как фактором туристской мотивации, т.к. туризм – это одна из форм познания культуры народа. Такая работа позволяет нашим выпускника в будущем помочь своим учащимся избежать так называемого «культурологического шока».

Расскажите, пожалуйста, где могут работать Ваши выпускники?

В настоящее время для них существует огромное количество вакансий. Достаточно просто воспользоваться специализированным сайтом для поиска работы. Например, hh,ru, job.ru и т.д. Это и западные образовательные компании в России и за рубежом, специализирующиеся на преподавании иностранных языков, и русские гимназии за рубежом, и языковые курсы, средние и высшие учебные заведения РФ и за рубежом. Наш выпускник также может быть сотрудником научно-исследовательского центра, завотделом рекламного или туристического агентства, ведущим менеджером редакции, издательства или международного культурного центра. Причем зарплата везде достойная — в районе 60 000руб. и выше.

Наши выпускники получают диплом магистра педагогики и работа в этом направлении доставляет специалисту удовлетворение, позволяющее ему реализовать себя в полном объеме, поскольку он всегда работает с заинтересованной аудиторией.

Подробнее о программе «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного»

Как создаются магистратуры МГГУ Шолохова