Селигер-2012

На Всероссийском молодежном образовательном форуме «Селигер-2012» -были организованы и проведены курсы повышения квалификации по образовательной программе «Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в Российской Федерации» с 1 июля по 2 августа 2012 года.

В целях организации и проведения курсов повышения квалификации был проведён ряд работ:
I.Разработано методическое обеспечение образовательной программы «Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в Российской Федерации». Методическое обеспечение включает в себя 5 учебных модулей и 2 учебно-методических практикума. Общий объем образовательной программы составляет 60 печатных листов.
II.Разработано почасовое планирование курсов повышения квалификации.
III.Разработан Учебно-методический практикум.
IV.Сформированы раздаточные материалы для слушателей. Раздаточные материалы включают учебные модули материалы по образовательной программе (предоставлены на электронном носителе (CD-диск)), а также рабочую тетрадь для слушателей курсов повышения квалификации по образовательной программе «Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в Российской Федерации».
V.Всего обучение на курсах повышения квалификации прошли 257 слушателей.
Процентное соотношение слушателей курсов по потокам от общего количества обучившихся отражено в диаграмме №1:

4360

По занимаем должностям слушатели курсов распределились следующим образом:
35 слушателей в должности начальников, заместителей начальников, председателей комитетов органов по делам молодежи субъектов Российской Федерации.
70 слушателей – специалисты органов сферы государственной молодежной политики.
153 слушателя – руководители и специалисты молодежных центров, общественных и иных некоммерческих учреждений сферы государственной молодежной политики.
Процентное соотношение слушателей курсов повышения квалификации по занимаемым должностям отражено в диаграмме №2:

4361

В рамках обучения на Всероссийском молодежном форуме «Селигер-2012» были представлены следующие субъекты Российской Федерации: Алтайский край, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Забайкальский край, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Краснодарский край, Курская область, г. Москва, Московская область, Ненецкий АО, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Марий Эл, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия (Алания), Республика Татарстан, Республика Хакасия, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, г. Санкт-Петербург, Саратовская область, Сахалинская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Удмурдская Республика, Ульяновская область, Хабаровский край, Чеченская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская область. Таким образом было охвачено 59% субъектов Российской Федерации.

VI. ПРОВЕДЕНИЕ КУРСОВ
В качестве преподавателей курсов повышения квалификации повышения квалификации для руководителей и специалистов федеральных, региональных и муниципальных органов и учреждений сферы государственной молодежной политики, представителей детских и молодежных общественных организаций были приглашены разработчики образовательных модулей соответствующих направлений подготовки, а также руководители и специалисты сферы государственной молодёжной политики, специалисты в области социологии и политологии, руководители тематических смен соответствующих заездов Всероссийского молодежного форума «Селигер-2012».
В.Д. Нечаев – ректор МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор политических наук.
С.Ю. Белоконев – руководитель Федерального агентства по делам молодежи, кандидат политических наук.
Р.В. Пырма – заместитель руководителя Управления планирования проектов, программ в сфере молодёжной политики Федерального агентства по делам молодежи РФ, кандидат политических наук.
М.В. Максименкова – директор Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодежной политики РФ, кандидат филологических наук, психолог.
Е.В. Бродовская – заведующая кафедрой политологии и конституционного права МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор политических наук, профессор.
Н.Ю. Лесконог – доцент кафедры социально-правовых отношений и молодежной политики МГГУ им. М.А. Шолохова, кандидат педагогических наук.
Ю.А. Никифоров – заведующий кафедрой отечественной истории МГГУ им. М.А. Шолохова, кандидат исторических наук, научный консультант проекта «Наша общая Победа» и другие.
В качестве экспертов VIP-лектория для слушателей курсов «Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в Российской Федерации» были приглашены руководители следующих смен:
Руководитель смены «Инновации и техническое творчество» С. Блинцов, руководитель смены «Предпринимательство» Е. Бочерова, руководитель смены «Технология добра» Д. Светличный, заместитель руководителя смены «Технология добра» Ю. Бабурова, руководитель фитнес-смены «Беги за мной» Н. Шульга, руководитель смены «Все дома» С. Луценко, руководитель смены «Информационный поток» А. Яковлев, руководитель образовательной программы смены «Молодежные правительства» М. Останин, руководитель проекта «Команда 2018» Д. Герцен и другие.

Открытие очной части курсов повышения квалификации состоялось 2 июля 2012 года. Слушателям были предоставлены рабочие тетради «Селигер-2012: Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в Российской Федерации». Учебный процесс осуществлялся в соответствии с расписанием курсов, а также организацией вип-лекций от руководителей Федерального агентства по делам молодежи и руководителей смен Форума «Селигер-2012».

Руководитель Федерального агентства по делам молодежи С.Ю. Белоконев проводил занятия для потоков, отмечая основные направления государственной молодёжной политики и проблемы, с которыми сталкиваются специалисты сферы государственной молодёжной политики в работе с разными категориями молодежи. Особенно С.Ю. Белоконев делал акцент на следующих перспективных направлениях работы с молодежью: поддержка предпринимательства, инновации и техническое творчество, робототехника.

В организации курсов повышения квалификации важное значение придавалось задаче обеспечения согласованности действий всех структур, отвечающих за реализацию государственной молодёжной политики. Форма организации курсов способствовала решению этой задаче, так как в рамках молодежного форума на курсах повышения квалификации в числе слушателей объединились руководители, специалисты, представители молодежных организаций из разных регионов, что позволило повысить эффективность обмена региональным опытом и налаживанию межведомственных и межличностных связей и отношений.

Занятия проходили в полевых условиях, руководство Форума по необходимости и запросам – корректно и своевременно – предоставляло учебные помещения, в том числе оборудованные мультимедийной техникой, устройствами усиления голоса и т.д.: занятия проводились в «Большом образовательном шатре», «СелигерСити», «Селине», «Доме правительства», образовательном шатре «Столыпин», ряд занятий (согласно структуре образовательной программы) по модулю «Технологии организации работы с молодежью посредством современных информационно-коммуникативных технологий» проводился в Компьютерном классе шатра «СелигерСити».

Лекции сопровождались демонстрацией компьютерных презентаций, в которых иллюстрировались основные положения, схемы, таблицы. Отображение презентаций осуществлялось на большом экране плазменного телевизора («Столыпин», «Дом правительства»). Лекторы фиксировали основные положения на флип-чарте, с целью обращения особого внимания слушателей на основные положения изучаемых тем. Слушатели имели возможность задать любые вопросы лекторам по изучаемым темам.

Обучение по модулям «Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и вовлечение молодежи в социальную практику» и «Проблемы гражданско-патриотического воспитания молодежи в условиях современного общества и поликультурной среды» касалось злободневных проблем современного российского общества. Заведующий кафедрой отечественной истории МГГУ им. М.А. Шолохова, кандидат исторических наук Ю.А. Никифоров, имеющий большой опыт в работе с молодежью, предложил слушателям обсудить технологии противодействия попыткам фальсификации истории, воспитания молодого человека – патриота, профилактики экстремизма — и антолеронтности в молодежной среде. Выбранный лектором проблемный тон вызвал острую полемику аудитории. В ходе дискуссий участники делали вывод, что основным катализатором в этом процессе должна стать широкая гражданская инициатива.

Не менее бурным стало обсуждение содержания лекций по модулю «Информирование молодежи о потенциальных возможностях развития в России и вовлечение молодежи в социальную практику» На учебных занятиях основное внимание было сосредоточено на анализе направлений деятельности по вовлечению граждан в социальную практику.

На Круглых столах, которые проводились как заключительный этап в изучаемой теме, обсуждались вопросы, которые в процессе лекционных занятий, вызывали наибольшее число вопросов, были наиболее проблемными.
Слушатели высоко оценили образовательный уровень курсов повышения квалификации, особо подчеркнув профессионализм лекторов и практикоориентированность учебных занятий.

В рамках изучения модуля (для 1 и 4 потоков) «Государственная молодежная политика как стратегический ресурс развития Российской Федерации» — ректор МГГУ им. М.А.Шолохова, доктор политических наук Владимир Дмитриевич Нечаев провел занятия с участниками курсов повышения квалификации «Роль учреждений органов по делам молодежи и образовательных учреждений в развитии кадрового потенциала молодежной политики». Были выделены главные задачи:

  • вовлечение молодежи в социально-значимую деятельность и помощь начинающим предпринимателям-
  • создание условий поддержки талантливой молодежи, в том числе занимающейся инновационными проектами-
  • демографический аспект.

В своем выступлении ректор подчеркнул, что именно эти позиции должны учитываться уже сегодня.
В ходе дискуссионного обсуждения обозначенных проблем слушатели курсов поделились опытом своей работы в регионах, обозначили особо острые проблемы. В.Д. Нечаев, отвечая на многочисленные вопросы слушателей курсов, заострил внимание на том, что в поисках правильных решений столкнулись два принципа работы молодежных учреждений в регионах: опора на вертикаль власти и горизонтально-сетевая система, которая, по мнению ректора, позволяет добиваться более высоких социально-значимых результатов.

VI. По итогам проведения очного этапа курсов повышения квалификации (на каждой смене Всероссийского молодежного форума «Селигер-2012») преподаватели курсов проводили анкетирование слушателей (для желающих) с целью получения обратной связи для дальнейшего совершенствования образовательных продуктов, разрабатываемых для курсов повышения квалификации. За 4 потока в опросе обратной связи приняли участие 141 человек.
По основным вопросам анкеты ответы слушателей распределились следующим образом:
1. Были понятны цели программы обучения.

4363

2.Цели программы соответствуют моим потребностям в обучении.

4364

3.Методы обучения были эффективны.

4368

4.Организация обучения (проведение курсов повышения квалификации в «полевых» условиях молодежного Форума) способствовала его эффективности.

4369

5.Порекомендуете ли вы эту программу своим коллегам.

4370