Экскурсия

Фотогалерея

Научные школы

На факультете психологии и управления человеческими ресурсами существует ряд психологических школ. Преподаватели ведут актиную научно-исследовательскую работу, результаты которой успешно внедряются в практическую деятельность.

НАУЧНАЯ ШКОЛА КАУЗАЛЬНОЙ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

 Ануфриев А.Ф.
Ануфриев Александр Фёдорович.

доктор психологических наук, профессор, основоположник нового направления в современной психодиагностике – каузальной психодиагностики. Теоретической основой данной научной школы является разработанная А.Ф. Ануфриевым концепция решения психодиагностических задач.
Особенность каузальной психодиагностики по сравнению с  традиционной заключается в следующем. Традиционная  психометрическая диагностика изучает связи «проявления», т.е.  связи между психологическими особенностями (свойствами) и наблюдаемыми  признаками и на этой основе разрабатывает психодиагностические методики. Каузальная психодиагностика изучает связи эффективности, т.е. связи между психологическими особенностями (свойствами) и характеристиками запроса, а также закономерности мышления психолога при решении диагностических задач. На этой базе она разрабатывает такие средства диагностической деятельности как схемы психологической детерминации, психодиагностические таблицы, диагностические алгоритмы.
В настоящее время каузальная психодиагностика развивается учениками А.Ф.Ануфриева, среди которых Вахрушев В.В., Костромина С.Н., Бусарова О.Р., Пучкова Е.Б, Юдина Е.В., Рыжкова А.Н. и др.

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА КОНТЕКСТНОГО (ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОГО) ОБУЧЕНИЯ

Вербицкий А.А.

Вербицкий Андрей Александрович

Научно-педагогическая школа контекстного (знаково-контекстного) обучения основана профессором А.А.Вербицким в начале 1980-х годов.  Усилия его многочисленных учеников и последователей направлены в течение уже более 30-ти лет на  теоретико-методологическое,  психолого-педагогическое, собственно педагогическое и научно-методическое обеспечение развития  профессионального, а в последние годы и  общего среднего образования. 
Источниками теории контекстного обучения являются: модернизированный вариант психологической теории деятельности, развитой  в отечественной науке; смыслообразующая психологическая категория «контекст»; многообразный эмпирический опыт инновационного обучения, накопленный в отечественном и мировом образовании. 
Суть контекстного обучения, – последовательное моделирование в адекватных его содержанию формах учебной деятельности студентов предметного и социального содержания их будущей профессиональной деятельности. В таком обучении  преодолевается основное противоречие профессионального образования: посредством  учебной   деятельности необходимо сформировать принципиально иную – профессиональную деятельность.
В МГГУ им. М.А. Шолохова теория контекстного обучения выступает  одной из концептуальных основ  реализации программы перехода вуза в режим инновационного развития и реализации   компетентностного подхода как одного из основных направлений реформирования  образования.
В научно-педагогической школе контекстного обучения только под  руководством А.А. Вербицкого подготовлено около 30 кандидатов психологических и педагогических наук, а при научном консультировании – 11 докторов наук. Целый ряд исследований аспирантов, докторантов и соискателей находятся в стадии разработки.

НАУЧНАЯ ШКОЛА ПСИХОЛОГИИ САМОПОЗНАНИЯ В ОБУЧЕНИИ

Сорокоумова Елена Александровна

Сорокоумова Елена Александровна

доктор психологических наук, профессор кафедры менеджмента и социальной психологии Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
Под ее руководством защищено 12 кандидатских диссертаций. В настоящее время Е.А.Сорокоумова подготовила к защите трех аспирантов и осуществляет руководство 6 аспирантами и соискателями,  является научным консультантом докторской диссертации,
Е.А.Сорокоумова втор более ста научных и методических работ. Среди них   три монографии по проблеме инновационного обучения младших школьников: «Развитие познавательной активности младших школьников в учебной деятельности через понимание текста»(1998); «Психология понимания в самопознании»(1999); «Психология самопознания в обучении»(2010); «Психология самопознания младшего школьника: теория и практика»(2011).
Сорокоумова Е.А. автор учебных пособий для студентов психологических факультетов «Возрастная психология»(2008) и «Педагогическая психология»(2009) и автор учебно-методических пособий для психологов-практиков, учителей и воспитателей по обучению и развитию детей младшего школьного возраста:  «Уроки общения в начальной школе»(2008), «Уроки экологии в начальной школе»(2008(, «Уроки самопознания в начальной школе»(2008), «Уроки путешествия в начальной школе»(2008). Учебно-методическое пособие «Понимание окружающего мира, других людей и себя самого» подготовлено и опубликовано в рамках совместного проекта ЮНЕСКО и Российской Федерации «Содействие в восстановлении и развитии системы образовании Чеченской Республики» (РУДН, 2008г.). Е.А.Сорокоумова автор предисловия к пятому изданию учебника В.Я.Ляудис «Методика преподавания психологии» (2007г.).
Сорокоумова Е.А. участвует в работе двух диссертационных советов (в МГГУ им. М.А.Шолохова и в РГСУ),  член Учебно-методического совета Университета и член Ученого Совета факультета.
Сорокоумова Е.А. своими исследованиями открыла новое направление в современной педагогической психологии и психологии развития – психология самопознания в обучении. Впервые в педагогической психологии рассмотрен вопрос о необходимости и возможности развития самопознания учащихся начальной школы через понимание себя в единстве с окружающим миром, открывающее пути к их дальнейшему самосовершенствованию, соответствующему современной социально-культурной ситуации, и способного в последующем обеспечить предпосылки более высокого уровня развития самосознания в подростковом возрасте. В исследовании конкретизировано научное представление о роли и значении понимания в процессе самопознания (понимание, с одной стороны, есть процесс, а с другой – результат порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов субъектов взаимодействия и общения; взаимосвязь его когнитивного и личностно-смыслового аспектов является основным фактором, обеспечивающим регулятивную функцию развития самопознания); раскрыто значение самопознания субъектов образовательного процесса в развитии и обогащении их сознания (в процессе самопознания личности происходит активное приобретение новых знаний о мире через актуализацию знаний о самом себе, о своем месте в окружающем мире в рамках активного взаимодействия с другими людьми, создающего общее смысловое поле, становящееся основой для порождения новых личностных смыслов как у ученика, так и у учителя, благодаря чему происходит пересмотр и конструирование рефлексивных позиций собственной деятельности и отношений); разработана концептуальная модель развития самопознания детей младшего школьного возраста в процессе учебно-познавательной деятельности на основе понимания единства образа мира и образа себя самого (динамичность модели развития самопознания младших школьников достигается через интеграцию образа мира и образа себя самого на основе порождения, нахождения и интерпретации личностных смыслов, позволяющих осознать себя как частицу окружающего мира, через актуализацию собственного личностного опыта в процессе понимания и усвоения знаний о предметном мире и о других людях, через рефлексию собственных познавательных действий и отношений, возникающих в процессе взаимодействия и сотрудничества в учебно-воспитательной деятельности при решении продуктивных и творческих задач); определены уровни глубины понимания как интегративного критерия самопознания (низкий уровень означает понимание лишь отдельных фрагментов ситуации и внешних черт вследствие недостаточных знаний и несформированности умения обобщать и оценивать получаемые о себе знания; средний уровень означает понимание совокупности элементов ситуации, черт личности вследствие возросшей потребности обобщать получаемые знания и осуществлять на их основе самооценку; высокий уровень означает понимание общего смысла ситуации вследствие способности обобщать имеющиеся знания об окружающем мире, о других людях и о самом себе, порождать и интерпретировать новые личностные смыслы в процессе взаимодействия и общения); определены и экспериментально проверены условия, способствующие развитию самопознания детей младшего школьного возраста на основе взаимосвязи когнитивного и личностно-смыслового аспектов понимания (внедрение системы программ по развитию самопознания младших школьников, определяющих содержание совместной творческой деятельности учителя и учащихся, ученика с одноклассниками, осуществляется под знаком взаимосвязи когнитивного и личностно-смыслового аспектов понимания; совместная продуктивная творческая деятельность учителя и учащихся становится основой развития глубины понимания образа мира и образа Я в этом мире; овладение учителем способами развития самопознания младших школьников, происходящее в рамках психолого-педагогического взаимодействия, становится основой для изменения личностных позиций учителя и учащихся; овладение учащимися знаниями о мире и о себе дополняется развитием у них способности к рефлексии, опыта познавательной деятельности, опыта многообразных отношений и связей с миром и людьми и др.). В настоящее время исследование психологии самопознания субъектов обучения развивается учениками Сорокоумовой Е.А. по следующим направлениям: исследование формирования когнитивной составляющей самопознания в обучении (Кучерявенко В.И., Куркова Т.Е., Иванов А.А., Хлестова Е.Д.); исследование личностного аспекта самопознания в обучении (Усольцева И.В., Молостова Н.Ю., Николаева Е.С.); психология самопознания как теоретико-методологическая основа подготовки педагогов и специалистов вуза (Бобро Т.П., Лобанова А..В.). В результате десятилетней научно-исследовательской деятельности  написана и издана коллективная монография «Психология самопознания как научная основа развития субъектов обучения» (2012).

Поделиться: