«Оценка эффективности деятельности образовательной организации в современных условиях»

Преподаватели:
Барышникова М.Ю.
Дерман Д.О.

Цели изучения дисциплины:

  • формирование представления о системе деятельностей образовательной организации, функционирующей в условиях рыночной экономики-
  • овладение знаниями о целях, сущности и методах проведения комплексного анализа эффективности деятельности образовательной организации, формах представления результатов и способах их использования в интересах развития системы образования-
  • ориентация студентов в проблемном и предметном поле экономических и управленческих аспектов деятельности образовательной организации, освоение основных теоретико-методологических подходов к их изучению-
  • выработка навыков использования основных причинно-следственных связей экономики и управления, служащих объективной основой исследования конкретных аспектов эффективности деятельности образовательной организации-
  • овладение навыками использования методов оценки эффективности деятельности образовательных организаций, являющихся субъектами системы ВПО РФ и осуществляющими деятельность в рыночной экономической системе.

Задачи:
научить студентов:

  • определять основные закономерности воздействия факторов макро- и микроуровней образовательной системы на эффективность формируемых управленческих решений-
  • использовать научно-обоснованные методы и технологии организации сбора, обработки данных и их интерпретации-
  • выполнять комплексное обоснование управленческих решений с учетом их социальных последствий-
  • использовать концептуальные положения стоимостного подхода к управлению для анализа конкретных управленческих ситуаций-
  • сформировать целостное представление о целях, этапах и логическом обосновании научных исследований различных аспектов управленческой деятельности.

В рамках дисциплины рассматриваются следующие темы:

Тема 1. Система деятельностей образовательной организации в современных условиях и подходы к оценке ее эффективности.

Структура и содержание видов деятельности современной образовательной организации и их отражение в показателях эффективности.
Теоретические основы оценки эффективности деятельности организации: виды и основные механизмы оценки эффективности. Опыт оценки деятельности образовательных организаций. Проблемные вопросы оценки и направления их решения в современных условиях.

Тема 2. Международный уровень оценки эффективности образовательных организаций: ведущие мировые рейтинги. — — —

Оценка эффективности образовательных организаций на международном уровне. Ведущие мировые рейтинги образовательных организаций: история создания, цели и задачи оценки эффективности, структура оценивания, сходства и различия, методические сложности организации оценки, влияние на международный рынок научно-образовательных услуг.

Тема 3. Национальный уровень оценки эффективности образовательных организаций: национальные рейтинги, государственные системы оценки эффективности.

Оценка эффективности — образовательных организаций на национальном уровне. Примеры организации национальных рейтингов. Системы ранжирования. Российский опыт оценки образовательных организаций на государственном уровне. Общесистемная и внутрипроектная оценка эффективности образовательных организаций.

Тема 4. Мониторинг как основа оценки эффективности деятельности образовательных организаций.

Мониторинг деятельности как информационный инструмент текущей (годовой) и ретроспективной (за фиксированное количество лет) оценки эффективности. Разработка дизайна системы мониторинга, показатели мониторинга, ключевые проблемы организации мониторинга. Использование данных мониторинга для оценки эффективности.
Тема 5. Внутренний уровень оценки эффективности: самооценка образовательной организации, внутренний аудит деятельности. Самооценка образовательной деятельности: цели и задачи, способы организации, факторы успеха, ключевые проблемы и пути их решения.

Тема 6. Программа стратегического развития как основа для проведения оценки эффективности образовательной организации.

Вопросы прогнозирования эффективности деятельности в стратегической перспективе. Особенности оценки эффективности в долгосрочном периоде. Обеспечение перспективных показателей эффективности — на уровне текущего управления организацией. Система стратегического планирования деятельности образовательной организации на основе показателей эффективности.

Тема 7. Оценка эффективности деятельности образовательной организации со стороны потенциальных потребителей ее услуг.

Оценка работодателей (в том числе в рамках кластерного взаимодействия), профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, аттестация выпускников, внутренняя оценка образовательного процесса студентами.

Документы дисциплины:

Рабочая программа дисциплины (по направлению «Государственное и муниципальное управление»): скачать

Рабочая программа дисциплины (по направлению «Психолого-педагогическое образование): скачать

Фонд оценочных средств: скачать

Программа практики (научно-исследовательская): скачать

Программа практики (организационно-управленческая): скачать

На главную страницу кафедры