Новости


Тэги:
17 декабря 2014

Магистры медиаобразования дают свои рекомендации по совершенствованию медиасреды территории администрации г. Озёры

В Институте языка и коммуникаций состоялась блестящая защита магистерских диссертаций по программе «Медиаобразование». Особый интерес Государственной аттестационной комиссии вызвал кластерный магистерский проект «Медиаактивность граждан в г. Озёры».

Этот проект в режиме эксперимента был реализован в 2013-2014 гг. магистрантами кафедры журналистики и медиаобразования в городском поселении Озёры Московской области.

Тематика магистерских диссертаций, объединенных в диссертационный кластер, предполагала исследования в области медиаповедения местного сообщества, формирования саморазвивающейся социально ориентированной медиасреды. В частности, «Медиаобразовательные технологии как инструмент повышения медиаактивности школьников» (на примере медиапроекта «Газета в образовании», г. Озеры)» (Т.В. Штраус, науч. рук. — И.В Жилавская)- «Местное телевидение как фактор формирования гражданского общества» (В.Г. Абрамов, науч. рук. В.В. Панферова)- «Библиотека как социальный институт медиаобразования на примере муниципальной библиотеки г. Озеры» (О.Н. Фиськова, науч. рук. И.В. Жилавская)- «Особенности функционирования социальных медиа как инструмента реализации гражданской активности местного сообщества (на примере г. Озеры)» (Е.Д. Хмелева, науч. рук. Т.Н. Владимирова)- «Системы электронной демократии как инструмент развития медиа-информационной грамотности граждан и прикладные аспекты их использования муниципалитетами Подмосковья (на примере г. Озеры)» (Л.А. Васильченко, науч. рук. И.В. Жилавская)- «Проблема повышения медиаактивности местного сообщества в целях формирования социально активной медиасреды (на примере г. Озеры)» (Е.А. Карягина, науч. рук. И.В. Жилавская).

Все темы диссертационного кластера связаны с реальной действительностью городского поселения Озёры, что находится в 125-ти километрах к юго-востоку от Москвы. Это город с населением 25,7 тыс. жителей, административный центр Озёрского района Московской области. Озёры находятся в стороне от федеральных автотрасс, на областной дороге, соединяющей города Коломну и Ступино. Годы реформаций значительно изменили Озёры, многое оказалось разрушено и сегодня не подлежит восстановлению. Изменился не только облик города, его инфраструктура, но и общественная жизнь, уровень материального благосостояния, духовного развития, само качество жизни. Наступил период стагнации, который уже опасно затянулся. При этом следует отметить, что Озёры – это типичный представитель малых российских городов постперестроечного времени. В нем как в капле воды отразились те процессы, которые охватили подобные города на всем постсоветском пространстве.
В этой ситуации идея будущих магистров медиаобразования – повлиять с помощью медиаобразовательных технологий, на уровень медиаактивности граждан в Озёрах – представлялась настолько же сложной, насколько и перспективной.

Использование в образовательном процессе понятия «кластер» не случайно. Оно обусловлено концептуальным подходом к решение практической задачи – создания социально ориентированной медиасреды с помощью активизации медиаповедения граждан. Это целостная работа, внутренне объединенная общей концепцией, научными принципами, методами исследования и т.д.

Кластерный подход к подготовке магистерских диссертаций прослеживался, в частности, в общей исследовательской базе. В городе впервые за всю его историю проведено масштабное социологическое исследование (из почти 26 тысяч жителей города опрошено 1 200 человек). В анкету вошли вопросы, необходимые для всех магистерских диссертаций, отражающие их проблематику и работающие на подтверждение научных гипотез.

Все диссертации носят практический характер и направлены на создание новых очагов медиаактивности населения и позитивные социальные изменения. Только в открытой, динамично развивающейся медиасреде возможны существенные преобразования и в экономической сфере. В этом смысле кластерный подход к медиапроектированию позволяет говорить о социальном маркетинге и создании инвестиционно привлекательного климата территории.

В рамках кластера в Озёрах были организованы несколько городских центров медиаактивности. Площадками для таких центров стали городской Дворец культуры, городская библиотека, киноконцертный зал «Октябрь», местная гимназия и т.д. Субъектами медиаактивности в этой ситуации выступили администрация г. Озёры, пенсионеры, школьники и их родители, представители различных молодежных субкультур и проч. Основными каналами коммуникации в городе стала созданная в рамках проекта городская газета «Твой город Озёры», цифровое радио, сайт «Е-гражданин», социальные сети другие виды медиа.

Публичный отчет в Озёрах непосредственно при участии населения города состоится 22 декабря. На нем магистрами МГГУ им. М.А. Шолохова будут предложены различным структурам системы управления города и области рекомендации по совершенствованию медиасреды территории.