Актуальное интервью


20 мая 2014

Ирина Жилавская: Мы единственные в России, кто готовит магистров в области медиаобразования

В настоящее время термином «медиаобразование» обозначают умение находить информацию, работать с ней, производить и распространять ее. Эти знания и навыки можно получить, обучаясь по программе «Медиаобразование», которая уже второй год реализуется на факультете журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова. Сегодня наш собеседник – Ирина Владимировна ЖИЛАВСКАЯ, научный руководитель этой программы, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования нашего университета. Мы говорим о том, как в современном мире следует готовить профессионалов в области медиаобразования, чтобы они могли помочь современному человеку в навигации по медиапространству, в обнаружении скрытых смыслов, оценке достоверности информации, ее качества.

Ирина Владимировна, почему медиаобразование сегодня стало таким актуальным?

– Оно было актуальным всегда, потому что имеет глобальную природу. Под медиа мы понимаем широкий спектр явлений. Это, безусловно, средства массовой информации, но также и книги, кино, музыка, архитектура – все коммуникативные каналы, по которым мы получаем информацию. Сейчас интенсивность коммуникации в обществе возросла многократно, появились новые медиа – интернет, социальные сети. И возникла мода на медиаобразование. Слово привлекательное. Но люди далеко не всегда понимают, что за ним стоит, полагая, что это только СМИ. Медиа воздействуют на человека, и это вызывает у многих тревогу и беспокойство. Отсюда порой совершенно непрофессиональные рассуждения о запрете информации, защите от нее. В связи с этим возникла острая необходимость подготовки компетентных людей, которые будут работать в этой области. Так появилась идея разработки магистерской программы по медиаобразованию.

Как объяснить человеку, незнакомому с этой проблематикой, что такое медиаобразование? Ясно и коротко.

Совсем коротко не получится. Здесь есть два подхода. — Один – инструментальный. Когда мы просто перечисляем – что такое — медиаобразование. — Человек должен — уметь находить информацию, с ней работать, производить новую информацию и распространять ее. — Есть и второй подход, более — философский, мировоззренческий. Он заключается в понимании целостности мира, его ценностей. И в умении всех взаимодействовать со всеми. Мы видим, что происходит в Украине – люди не хотят понять друг друга, услышать, договориться. — Идет ожесточенная информационная война. Информационное общество превратилось в общество дезинформации как с той, так и с другой стороны. Разобраться в противоречивом потоке новостей, сообщений, выстроить адекватную картину событий — помогает медиаобразование. Процесс медиаобразования происходит непрерывно, информально: когда мы стараемся понять, как работают медиа, когда мы создаем свои собственные медиа, наполняем их важным для нас содержанием, обмениваемся ими. — Весь фокус заключается в том, что все общество так или иначе вовлечено в процесс медиаобразования. Вопрос в том, насколько профессионально осуществляется эта деятельность и каков результат.

Почему так сложилось, что при насущной потребности в специалистах медиаобразования только МГГУ им. М.А. Шолохова готовит магистров медиаобразования?

Профессиональная подготовка специалистов в области медиаобразования в нашей стране началась еще в 2002 году, когда в Таганрогском государственном педагогическом институте открылась специализация «Медиаобразование». Однако вместе с исчезновением из образовательных стандартов высшего образования понятия «специализация» прекратила свое существование и специализация по медиаобразованию. И только спустя 10 лет, в 2012 году на кафедре журналистики и медиаобразования нашего университета в рамках направления подготовки «Журналистика» была открыта единственная пока в России магистратура по программе «Медиаобразование». Для того чтобы это произошло, нужны были, конечно, теоретические, методические наработки, преподаватели, готовые развиваться в этом направлении, но, главное, нужно было видение перспектив в этой области знаний и политическая воля руководства вуза. Все сошлось, и решение себя оправдало.

Известно, что ваша первая в России группа магистров медиаобразования готовится в этом году к защите магистерских диссертаций в форме социального проекта. Расскажите об этом.

Да, защита будет не совсем обычной, скорее совсем необычной. У нас родилась идея диссертационного кластера, который в экспериментальном режиме в настоящее время разворачивается на нашей кафедре. Суть проекта заключается в конвергации десяти магистерских диссертаций в единый кластер по теме «Повышение медиаактивности местного сообщества через формирование созидательной медиасреды». Технологически «кластер» – это объединение нескольких однородных элементов, которое могут рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определёнными свойствами. В случае с магистерскими диссертациями программы «Медиаобразование» кластер решает множество медиаобразовательных задач, в частности, активизация медиаповедения граждан, формирование медиасреды, отработка сетевых технологий взаимодействия, апробация различных медиапродуктов, таких как газета, сайт местного сообщества, региональная социальная сеть и т.д. —
Многообразие задач отражается в тематике магистерских диссертационных проектов. В частности, это такие темы как «Использование медиаобразовательных технологий в СМИ. Проблемы, эффекты, перспективы», «Влияние кинообразования на формирование медиакультуры личности», «Библиотека как социальный институт медиаобразования в структуре малых городов России», «Система электронной демократии как инструмент развития медиа-информационной грамотности населения», «Проблемы формирования информационной политики в сфере инклюзивного жизнеобеспечения», «Особенности медиаповедения участников волонтерского движения как элемента гражданского общества», «Особенности функционирования социальных сетей как инструмента реализации гражданской активности местного сообщества», «Проблемы реализации медиаобразовательной функции радиоэфира для молодежи» и т.д.

Планируется в рамках кластера организовать в Озёрах несколько городских центров медиаактивности, наладить их работу и взаимодействие, выявить — актив горожан — в каждой возрастной группе и привлечь их к работе над формированием созидательной медиасреды. Такими центрами станут городской Дворец культуры, городская библиотека, киноконцертный зал «Октябрь», Дворец спорта, местная гимназия и т.д. Субъектами медиаактивности в этой ситуации выступают школьники, пенсионеры, волонтеры, представители различных молодежных субкультур, депутаты, представители администрации, рядовые граждане. Основными каналами коммуникации в проекте стали новая городская газета «Твой город Озёры», цифровое радио, сайт «Е-гражданин», кино, социальные сети, другие виды медиа. Коммуникации магистрантов в проекте осуществляется с помощью сетевого взаимодействия, группы ВКонтакте, мобильных сервисов. — Идею кластерного дипломного проекта поддержало руководство города Озёры. Планируется, что его публичная защита состоится непосредственно в Озёрах при участии населения города. Поскольку опыта защиты кластерных магистерских диссертаций в системе высшего образования пока нет, проект носит экспериментальный характер и открыт для сотворчества.

А где будут работать выпускники вашей магистратуры?

Это очень широкий круг профессиональных ниш. Во-первых, практически все образовательные учреждения по всем уровням: от дошкольных – до высшего образования, формальные и неформальные структуры, дополнительное и непрерывное образование, это создатели детского и молодежного контента, а также руководители студий, кружков, лабораторий детского и молодежного медиатворчества – экранного, печатного, аудиовизуального и проч. Во-вторых, это руководители всевозможных медиа-, пресс-, информационных центров, которые сегодня активно развиваются. В-третьих, это редакторы и собственники детских, подростковых и молодежных средств информации, руководители молодежной медиаиндустрии. И, безусловно, исследователи в области истории, теории и практики медиаобразования. —

Вы выступаете за развитие школьных медиа. Как они помогают образовательному процессу?

Ученикам очень интересно создавать школьные газеты, журналы, радио, телевидение. Чтобы написать заметку или сделать сюжет – школьник должен собрать информацию, проанализировать — ее и грамотно подать. — Мы проводили исследование эффективности медиаобразовательных технологий и результаты показывают – эти технологии работают блестяще. У школьников развиваются аналитические способности, повышается интерес — к общественной жизни, к событиям и в своей стране, и в мире. У них проявляются лидерские способности. По нашим подсчетам, совокупная — аудитория школьных, а также — вузовских — средств информации в России охватывает более 5 миллионов человек. На вопрос – кто должен заниматься медиаобразовательной деятельностью в школах – большинство — учителей отвечают, что это должны быть специально подготовленные люди. Вот мы и готовим специалистов, — которые будут способны помогать молодежи создавать медиасреду и формировать современную медиа-информационную политику.

Мы живем в очень загрязненном виртуальном пространстве, когда на нас из разных источников – интернета, телевидения, радио – выливаются «ушаты информации». Нужна ли здесь «экологическая программа» – защиты своей медиасреды обитания?

Вы абсолютно правы. И точно сформулировали понятие – «экологическое отношение» к информации. Медиапространство – это как окружающая нас природная среда. Оно состоит из — информационных потоков, в которых мы живем. Мы – активные участники информационного обмена – постоянно вбрасываем в медиапространство множество сообщений, текстов, фото, видео, огромное количество информационного мусора. Может быть, пора уже себя спросить – а нужно ли это делать? Так ли обязательно сообщать всему миру, как вы провели лето, или того лучше – выражать свою неприязнь к окружающим в грубой форме? Нужно ли это нашему общему медиапространству? — Ведь оно живое. Как и вся окружающая нас среда. Оно может долго терпеть нашу глупость, — невежество, некомпетентность, самодовольство. Но до поры, до времени. И мы даже не — представляем, — какие могут быть последствия этого информационного коллапса.

Интервью: Ольга Петровская