Актуальное интервью


16 мая 2013

Представляем Дефектологический факультет

Декан дефектологического факультета МГГУ имени М.А. Шолохова ЕВТУШЕНКО Илья Владимирович рассказал о своём факультете.

Что представляет собой ваш факультет? Кого на нём готовят?

Факультет был создан вместе с нашим университетом в 1951 году. Но зарождение самой специальности началось гораздо раньше: в конце 19-го — начале 20-го века, когда впервые ведущие учёные приняли решение о необходимости оказывать помощь детям с различными трудностями в обучении и с различными проблемами развития. И в 1908 году Всеволод Петрович Кащенко открывает первую школу для дефективных детей. Понятие «дефективный» предполагало те или иные отклонения в развитии: задержанное развитие, нарушение развития и т. д. И Всеволод Петрович предложил впервые в истории слово «дефектология» — наука, которая объединяла различные образовательные, психологические, медицинские и иные технологии для оказания более адресной помощи детям, нуждающимся в специальном обучении.

Кащенко открывает вместе с Выготским и другими единомышленниками первый факультет в нашей стране при втором Московском государственном университете, который затем становится дефектологическим факультетом Московского государственного педагогического института имени Ленина, из которого в 1951 году, выделяется заочное отделение в качестве нашего факультета. Отсюда наше название, которое было предложено великими предшественниками, на исследования которых опирается современная система помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.

На нашем факультете обучается свыше 1000 человек. Это те студенты, которые пришли не просто получить заветную «корочку» и престижную профессию. Сюда пришли люди, которые испытывают острую потребность в выполнении миссии милосердия, богоугодной деятельности по отношению к наименее социально защищённым гражданам России: с нарушением слуха, зрения, двигательной системы, с различными ментальными расстройствами — от временной задержки психического развития до глубокой умственной отсталости, с тяжёлыми нарушениями речи. Традиционно на нашем факультете готовят олигофренопедагогов по работе с умственно отсталыми детьми, логопедов и сурдопедагогов, которые работают с детьми с нарушенным слухом.

А где работают выпускники вашего факультета?

Среди более чем 35000 выпускников нашего факультета многие работают не только в нашей стране, но и в ближайшем, и дальнем зарубежье: в Канаде, Америке, Израиле, Италии, Бельгии, Голландии…Это широчайшая сфера оказания услуг разным категориям людей. Это и образовательные услуги: дошкольные, школьные, профессиональные- это и лечебно-оздоровительные услуги в системе здравоохранения: в больницах, поликлиниках, санаториях (наиболее известен не только в нашей стране, но и за рубежом — Центр патологии речи и нейрореабилитации, руководство которым осуществляет известный специалист, академик, который, кстати, работал и на нашем факультете, Виктор Маркович Шкловский). Кроме этого, наши выпускники работают в системе социальной защиты населения, в органах управления, причём различного уровня. С гордостью хочу сказать, что Татьяна Мельшина, выпускница 2011-го года, работает ведущим специалистом в профильном Департаменте Министерства образования и науки нашей страны. И другая сфера, которая нуждается в специалистах, включая правоохранительные структуры, спорт и т.д.

Скажите, а в каких вузах есть подобные направления подготовки?

В России свыше ста различных вузов готовят бакалавров и магистров по тем же направлениям специального (дефектологического) образования, по которым готовим и мы. Но у них нет такого кадрового и научно-методического потенциала, который сосредоточен у нас.

А какие у вас планы на будущее?

Текущим летом состоится уникальное мероприятие «Вызов «Инклюзия», проводимое нашим факультетом, совместно с зарубежными коллегами, координаторами которого выступают председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека М.А. Федотов и председатель правления Германо-Российского Форума д-р Эрнст-Йорг фон Штуднитц. Оно будет направлено на обсуждение проблем совместного обучения детей с особенностями развития и нормально развивающихся сверстников в нашей стране и Германии.

Мы планируем принять активное участие в подготовке волонтёров для Олимпийских и Паралимпийских игр, поскольку в нашей стране только два вуза получили статус национальных площадок по подготовке волонтёров для Паралимпийских игр по работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, сейчас планируем расширение образовательных услуг. У нас традиционно существовала подготовка специалистов, аспирантов и докторантов. Теперь мы перешли на двухуровневую систему — бакалавриат и магистратуру. Также открываем новые профили подготовки. В частности, в 2013 году мы впервые планируем осуществлять набор на профиль «Специальная психология и специальная педагогика».

Беседовал Артур Измайлов. ЦМЖ МГГУ им.М.А. Шолохова