Контакты

Адрес факультета: Москва, ул. Ташкентская, 18, к. 4

Проезд: ст. м. «Выхино» м/т № 337, до ост. «Школа», авт. № 209 до ост. «Универсам»

Телефон деканата очной формы обучения: 8 (495) 376 76 56
8 (495) 647 44 77 (доб. 36 41)

Телефон деканата очно-заочной формы обучения: 8 (495) 647 44 77 (доб. 36 42)

Телефон деканата заочной формы обучения: 8(495)376-96-11
8 (495) 647 44 77 (доб. 34 52)
8 (495) 647 44 77 (доб. 34 53) 

 


Экскурсия

Подробнее

Лица факультета

Черкасова Елена Леонидовна

доцент кафедры логопедии, кандидат педагогических наук

Баряева Людмила Борисовна

доктор педагогических наук, профессор.

Фотогалерея

История факультета

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

МГГУ имени М. А. ШОЛОХОВА

Первые страницы истории создания дефектологического факультета Московского государственного заочного педагогического института (МГЗПИ) напрямую связаны с окончанием Великой Отечественной войны. Об этом времени Константин Васильевич Ко¬маров, один из первых преподавателей факультете, позднее профессор, заведующий кафедрой сурдопедагогики, вспоминал так: «В январскую экзаменационную сессию в здании института, около самых больших аудиторий группировались солидного вида тети и дяди (последние нередко в гимнастерках и кителях — от окончания Великой Отечественной войны нас отделяло всего несколько лет). Судя по всему, это были не мос-квичи. Они приехали из разных городов слушать лекции и сдавать экзамены, то есть это были те самые заочники, с которыми позднее свела меня преподавательская судьба».

Это были первые студенты дефектологического факультета МГЗПИ, зачисленные 1 октября 1951 года из числа демобилизованных солдат, офицеров, врачей и медсестер. Всего их было 277 человек.

В эти начальные годы становления факультет не имел своего помещения. Вначале он располагался в здании школы в Бородинском тупике, а затем — в антресольных помещениях небольшой гостиницы на площади Революции, 1. Помещение было очень тесным, с узкими лабиринтами-переходами между этажами и полуэтажами, маленькими каморками, отведенными под деканат.

В штате дефектологического факультета в тот период было всего три человека — Василий Акимович Синяк, Александр Григорьевич Спиркин и Константин Васильевич Комаров. Позднее к ним присоединились Елена Фёдоровна Рау, Александр Иванович Дьячков, Алевтина Константиновна Аксенова.

Основной состав преподавателей дефектологического отделения составляли специалисты, приглашенные из других научных и учебных заведений. Среди них — Сергей Семенович Ляпидевский, Сусанна Яковлевна Рубинштейн, Ксения Александровна Волкова, Галина Михайловна Макеева, Лев Владимирович Нейман, Василий Павлович Тимохин, Борис Михайлович Сагалович, Елена Михайловна Мастюкова.

Ими были написаны и первые учебники для студентов-заочников. Некоторые из них и по сей день используются в учебном процессе.

Первым деканом дефектологического факультета становится Александр Григорьевич Спиркин, ныне академик, дефектолог по образованию. В дальнейшем он перешел работать на кафедру философии МГУ им. М.В. Ломоносова. Затем долгие годы деканом дефектологического факультета был Василий Акимович Синяк, при котором и происходило становление факультета.

В 1960-е годы на дефектологическом факультете наряду с подготовкой сурдопедагогов организуется подготовка логопедов, а позднее и олигофренопедагогов. Существенно увеличивается число студентов и штатных преподавателей. На факультете начинают работать такие ведущие специалисты, как Анатолий Георгиевич Зикеев, Алевтина Константиновна Аксенова, которая позднее стала деканом факультета, Лия Александровна Кроткова, Галина Лазаревна Зайцева, Татьяна Иосифовна Пороцкая, Софья Давыдовна Забрамная, Вера Георгиевна Петрова, Елена Федоровна Сегалевич.

Именно с этого времени начинается накопление уникального опыта по подготовке дефектологов в системе заочного обучения.

В 1970 году дефектологический факультет переезжает с площади Революции на Таганку (улица Верхняя Радищевская, дом 16/18). По данному адресу и сейчас находится главный корпус университета.

Деканом факультета в 1975 году становится Лев Александрович Новоселов.

В эти годы в МГЗПИ приходят работать Нина Алексеевна Чевелёва, Татьяна Борисовна Филичева, Тамара Михайловна Лифанова, Елена Филипповна Архипова, Наталья Кирилловна Сорокина, Ирина Магомедовна Бгажнокова, Людмила Рафаиловна Давидович, Изабелла Павловна Чиркина, Антонина Михайловна Дмитриева. Факультет начинает активно выполнять функции методического центра по заочному дефектологическому образованию страны.

С 1981 года факультет возглавила Татьяна Борисовна Филичева. Кафедра дефектологии разделилась на две — кафедру сурдопедагогики, кафедру олигофренопедагогики и логопедии. Это было вызвано двумя причинами: во-первых, в 80-е годы окончательно сложилась концепция обучения и воспитания детей с нарушениями развития, создана система специальных учреждений, возросла потребность в специальных кадрах педагогов; во-вторых, в эти годы заметно расширилось содержание дефектологического образования, в процесс обучения включались новые учебные дисциплины, практикумы и специальные курсы.

Идет естественный процесс бурного развития факультета, значительно расширяется его преподавательский состав. В это время приходят работать такие опытные специалисты, как Н.Ю. Борякова, В.К. Воробьева, И.А. Грошенков, В.П. Глухов, С.Ю. Горбунова, И.Д. Карцева, Е.А. Малхасьян, В.М. Мозговой, С.А. Морозов, А.Я. Мухина, М.Г. Редибойм, Э.В. Якубовская, В.В. Эк.

Именно в этот период, в 80-ые годы, на факультете складывается костяк преподавательского коллектива, возникают новые традиции, появляется новый гимн, написанный коллективом преподавателей и студентов, который становится визитной карточкой факультета.

В этот период факультет по-прежнему очень популярен, среди желающих получить дефектологическое образование. Увеличивается план приема абитуриентов с высшим образованием. Как и раньше, сохраняется жесткий целевой набор. Большие преимущества при поступлении предоставляются абитуриентам Кавказского и Среднеазиатского регионов, что значительно расширяет образовательное пространство факультета. Среди студентов можно встретить жителей Магадана и Хабаровска, Норильска и Тюмени, Мурманска и Архангельска.

Факультет отстаивает свое право на свободный конкурс среди всех желающих учиться. Так, впервые вместо экзаменов появилось собеседование для всех, имеющих высшее образование. Совершенствование подготовки специалистов в стенах факультета позволило открыть аспирантуру и подготовить преподавательские кадры из числа лучших выпускников факультета, среди которых — Г.Н. Батов, Т.Н. Волковская, И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева, Т.В. Туманова, В.В. Ткачева.

В 80-е годы было определено содержание образования на отделениях логопедии и олигофренопедагогики, разработаны новые учебные планы и программы. Благодаря усилиям преподавателей факультета были подготовлены учебники и учебные пособия, отвечающие современному содержанию образования.

В связи с изменением подходов к обучению детей с тяжелыми нарушениями развития, на факультете разработаны курсы, посвященные оказанию помощи детям с выраженными интеллектуальными нарушениями, ранним детским аутизмом, детским церебральным параличом и многие другие.

В 1990-е годы на факультет приходят новые преподаватели, как из числа закончивших аспирантуру, так и специалисты-практики, долгое время проработавшие в научных и практических учреждениях: В.В. Воронкова, Г.В. Кузнецова, Т.А. Добровольская, И.Ю. Левченко, X.Д. Байрамкулов, Т.Н. Исаева, Н.Б. Матвеева, Н.В. Макшанцева, О.С. Орлова, О.Е. Пясецкая.

Серьезную значимость для развития факультета имеет тот факт, что на кафедре логопедии начинают преподавать известные в нашей стране и за рубежом ученые: доктора педагогических наук, профессора Л.С. Волкова, Г.В. Чиркина, Р.И. Лалаева, доктор психологических наук Т.Г.Визель, директор Центра патологии речи, академик Виктор Маркович Шкловский.

Преподаватели кафедр активно участвуют в формировании современных подходов к воспитанию и обучению детей с нарушениями развития. Это проявляется в разработке Государственного стандарта высшего дефектологического образования, а позднее ФГОС, проекта Положения о психолого-медико-педагогической комиссии, в создании образовательных программ для умственно отсталых детей, по которым в настоящее время работают все коррекционные школы VIII вида, программ дошкольного обучения и воспитания детей с нарушениями речи, многочисленных вузовских и школьных учебников, учебно-методических пособий.

В 1994 году на факультете организуется подготовка психологов-дефектологов. В связи с этим, впервые в России был разработан учебный план и программы, которые в последующем легли в основу Государственного стандарта высшего образования по специальности «Специальная психология».

В этот период на факультете обучается порядка трех тысяч студентов. По просьбе местных органов управления образованием в разных регионах страны открываются представительства и филиалы дефектологического факультета МГОПУ им. М.А. Шолохо-ва: в Нижневартовске, Якутске, Нерюнгри, Краснодаре, Кирове, Ижевске, Новокузнецке, Уральске, Калуге, Уфе, Стерлитамаке, Чебоксарах, Томске, Ростове-на-Дону, Туле, Ступино, Железноводске, Анапе, Элисте.

В связи с увеличением числа студентов на заочном и вечернем отделениях возникает необходимость более точного и четкого управления учебным процессом. У декана факультета появляются два заместителя по учебной работе. До 1997 года эту деятельность осуществляли Е.Ф. Архипова, Е.А. Малхасьян, В.М. Мозговой, с 1997 по 2001-й — Г.Н. Батов. Позднее эти обязанности были возложены на доцентов, к.п.н., ныне профессоров, д.п.н., С.Ю. Сенатор, И.В. Евтушенко (с 2010 года являющимся деканом факультета) и М.В. Жигореву. В настоящее время заместителем декана является доцент, к.п.н. С.А. Кузьминова.

В 2000 году заместителем декана по научной работе была назначена профессор, доктор педагогических наук Э.И. Сокольникова. А с 2008 года эти обязанности возложены на профессора, доктора психологических наук В.В. Ткачеву.

Заместителем декана по воспитательной работе в разные периоды был доценты, к.п.н. Г.В. Кузнецова и И.А.Грачева.

В 1999 году на факультете создается самостоятельная кафедра специальной психологии и клинических основ дефектологии, руководить которой стала доктор психологических наук, профессор И.Ю. Левченко. Создание новой кафедры было вызвано необходимостью разработки новых, перспективных направлений деятельности психолога в специальном образовании.

Такими направлениями на сегодняшний день являются: современные подходы к диагностике нарушенного развития у детей, в том числе с сенсорными расстройствами и сложной структурой дефекта; организация и содержание деятельности психолога в специальном образовании; использование средств искусства в работе с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, психологические основы сенсорного воспитания детей с проблемами в развитии; психологическая помощь семье проблемного ребенка, изучение особенностей психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

В эти годы на кафедре работают опытные специалисты, преподающие медицинские дисциплины: Ж.М. Минасян – детский психоневролог, X.Д. Байрамкулов — специалист в области анатомии и физиологии высшей нервной деятельности, Л.М. Асанова — ведущий специалист в области изучения и лечения пароксизмальных состояний у детей с нарушениями психофизического развития, профессора, д.мед.н. А.Ю. Асанов и Н.С. Демикова — известные генетики, специалисты в области наследственных психических заболеваний.

В 2000-ые годы на дефектологический факультет приходит новое поколение преподавателей — к.п.н., доц. Т.В. Алышева, к.п.н., доц. Е.Н. Соломина, к.п.н., доц. Е.Э. Артемова,, к.п.н., доц. Л.А. Тишина, А.В. Трунцева, Н.Б. Пшеничная, к.п.н., доц. О.В. Дружиловская, к.п.н., доц. А.М. Данилова, к.п.н., доц. Е.В. Подвальная, к.п.н., доц. М.И. Шишкова, к.п.н., доц. О.Ю. Федорова, к.п.н., доц. Е.А. Евтушенко, к.п.н., доц. И.М. Новикова, к.п.н., доц. И.А. Никольская, Г.В. Ковалёва., к.п.н., доц. С.А. Кузьминова, к.п.н., доц. А.В. Соболева, к.п.н., доц. И.А. Грачева и др.

Мы гордимся, что наш факультет окончили и стали докторами наук: Г.В. Васенков, И.В. Евтушенко, М.В. Жигорева, Е.А. Медведева, В.Г. Печерский, В.Ю. Ромайкин, В.В. Ткачева, Т.В. Туманова, Н.Е. Новгородская, кандидатами наук – Е.Э. Артемова, Г.А. Бутко, Е.Н. Буслаева, Т.Н. Волковская, И.А. Грачева, А.М. Данилова, Т.И. Дубровина, Е.А. Евтушенко, Г.Ю. Ерошина, Т.Н. Исаева, Е.В. Козлова, С.В. Комарова, И.А. Крестинина, А.А. Кудряшова, С.А. Кузьминова, Т.А. Матросова, И.М. Новикова, Л.А. Пантелеева, Е.В. Подвальная, Л.В. Смирнова, М.В. Созонтова, Л.А. Тишина, О.Ю. Федорова, М.И. Шишкова и многие другие.

Многие наши выпускники стали заслуженными учителями Российской Федерации: Ю.И. Попов, Н.С. Ращупкина, Н.П. Олейникова, С.А. Кустова, М.А. Салтыкова, А.Н. Безденежных, В.С. Кувшинов, Т.А. Ваничкина, Н.Т. Иванова, С.А. Главатских, Г.П. Бажанова и др.

Дефектологический факультет МГГУ им. М. А. Шолохова готовит не просто учителей, он формирует интеллигенцию, как интеллектуальную и духовную элиту педагогического сообщества.

Все годы факультет активно сотрудничал с общественными кафедрами университета. Эффективное решение проблем коррекционной педагогики невозможно вне рассмотрения их с широких социальных позиций. Мы благодарны ведущим преподавателям общественных кафедр — профессорам Л.А. Козловой, Г.И Спижанковой, В.М. Борисову, В.М. Утенкову, В.В. Панферовой, которые внесли большой вклад в социально-гуманитарную подготовку будущих дефектологов. Студентам читаются специальные курсы по социологии образования, социологическим методам исследования в коррек¬ционной педагогике. Под руководством преподавателей они учатся проводить социологические исследования, как среди педагогов, так и родителей, имеющих детей с проблемами в развитии.

За время своего существования дефектологический факультет МГЗПИ-МГОПИ-МГОПУ-МГГУ им. М.А. Шолохова всегда являлся alma mater специальных педагогических кадров не только для России.

Наши выпускники успешно трудятся на Украине, в Казахстане, Белоруссии, Литве, Латвии, Грузии, Молдавии, Киргизии, Азербайджане, Туркмении. Немало бывших сту¬дентов работают в Германии, Израиле, США, Швеции, Греции, Болгарии.

Преподаватели факультета в течение многих лет оказывали помощь в подготовке специалистов на Кубе (доц. Л.Р. Давидович), в Германии (проф. И.А. Грошенков), в Монголии (проф. А.К. Аксенова, доц., к.п.н. С.Ю. Горбунова).

Факультет сотрудничает с коллегами как из ближнего (Украина, Эстония, Латвия, Казахстан, Белоруссия), так и дальнего зарубежья (Германия, Финляндия, Польша, Болгария, Греция, Китай), неоднократно выезжая на различные международные симпозиумы, форумы и конференции.

Сотрудники кафедры логопедии под руководством профессора О.С. Орловой принимают активное участие в работе Всемирной ассоциации логопедов и фониатров, регулярно выезжают на международные конференции в Чехию, Голландию, Египет, Францию, Швецию, Польшу и выступают с научными докладами. Кафедра логопедии поддерживает дружеские связи с Ассоциацией европейских логопедов, Ассоциацией логопедов и фониатров Голландии. Преподаватели кафедры (проф. О.С. Орлова, проф. Г.В. Чиркина, проф. Т.В. Туманова) участвовали в конгрессах в Португалии, Франции, Польше. Проф. Т.В. Туманова читала курс лекций в университете г. Хельсинки (Финляндия).

Встречи с зарубежными коллегами способствовали дальнейшему развитию научных контактов.

Преподаватели кафедры специальной педагогики и специальной психологии также сотрудничают с зарубежными коллегами. Так проф. Т.М. Лифанова успешно выступала с докладами о творчестве и научном наследии Л.С. Выготского на международных конференциях в Венгрии, Италии, ее монография «Л.С. Выготский» переведена на немецкий и английский языки и опубликована в Германии и США.

Профессор В.М. Мозговой делился опытом работы на международных семинарах в Англии и Польше.

К.п.н., доцент, Т.Н. Исаева на протяжении многих лет сотрудничает с известными специалистами Европы в области лечебной педагогики. Она участник ряда международных конференций по лечебной педагогике и социальной терапии в Швей-царии, Швеции, Германии, Голландии. Т.Н. Исаева окончила Институт лечебной педагогики и социальной терапии. Тамара Николаевна являлась участником Международного проекта «Леонардо-2», по окончании которого успешно защитила исследовательский проект. В настоящее время она является членом Международного Совета по лечебной педагогике и социальной терапии (Швейцария).

Профессор М.В. Жигорева выезжала в Германию, Голландию и Польшу по обмену опытом работы с детьми, имеющими сложный дефект, выступала на международных конференциях с докладами по проблемам обучения и воспитания детей с бисенсорным дефектом.

Особого внимания заслуживают долголетние и регулярные научные контакты с преподавателями и студентами Гумбольдтского университета (Германия). Профессор этого университета Л. Хоппе постоянно участвует в научных конференциях, проводимых нашим факультетом, выступает с лекциями и докладами перед студентами и преподавателями, посещает наши базовые коррекционные учреждения, публикует свои статьи в научных журналах, выпускаемых на факультете.

Дефектологический факультет только за последние годы успешно провел несколько международных конференций «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время на факультете работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав (14 докторов наук, 29 кандидатов наук по специальности), выпускается 4 журнала: «Логопедия сегодня», «Школьный логопед», «Коррекционная педагогика», «Специальная психология», работают курсы дополнительного образования, аспирантура, докторантура, совет по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Обширные научные интересы и контакты преподавателей дефектологического факультета позволяют быть всегда в курсе современных инновационных технологий, разработок и достижений, постоянно повышать свой научный, профессиональный уровень, своевременно передавать новую научную информацию своим коллегам и студентам.

Дефектологический факультет МГГУ им. М.А.Шолохова, которому недавно исполнилось 60 лет, продолжает расти и является одним из наиболее бурно развивающихся факультетов на всей территории России, что проявляется в открытии очного отделения по подготовке бакалавров и магистров «Специального (дефектологического) образования».

Поделиться: